Дэниел Пинк описывает концепцию двух типов поведения – І (от Intrinsic motivation — внутренняя мотивация) и Х (от Extrinsic motivation — внешняя мотивация). Тип I характеризуется высокой внутренней мотивацией, то есть стремлением к достижению удовлетворения от работы и свободным инновационным мышлением. Тип Х ориентирован на мотивацию внешними стимулами (методом кнута и пряника).
Как подчеркивает Дэниел Пинк, тип поведения — это не врожденная характеристика, его можно изменить сознательными усилиями.
Как отмечает автор, в долгосрочной перспективе люди типа I почти всегда достигают большего, чем люди типа Х.
Также нельзя сказать, что для людей типа I характерно пренебрежительное отношение к деньгам или признанию. Недостаточная оплата труда будет демотивировать их, зато достаточный уровень благосостояния позволяет таким людям сфокусироваться на целях, отличных от личного обогащения.
Также поведение типа I способствует лучшему физическому и ментальному самочувствию. Они чувствуют большую свободу действий выбирать то, что им нравится и чем, по их мнению, имеет смысл заниматься. Они более удовлетворены от работы, в отличие от людей, которые работают ради денег или статуса.
Основой поведения типа I является сочетание трех элементов:
автономия;
мастерство;
целеустремленность.
Элемент 1. Автономия
Мы рождаемся автономными — любознательными и активными. Как отмечает автор, постоянный контроль над людьми перестал соответствовать экономическим условиям.
Элемент 2. Мастерство
В Мотивации 2.0 нет места вдохновению и творчеству.
Мотивация 3.0, наоборот, напрямую связана с вовлеченностью, заинтересованностью и вдохновением. Увлеченность и занятие любимым делом — это условия, без которых достижение мастерства невозможно.
Элемент 3. Целеустремленность
Для того чтобы чувствовать себя состоявшимися людям требуется цель, которая выходит за пределы их личных устремлений. Людям нужно ощущать свою причастность к чему-то большему, чем они сами.
Большинство компаний игнорировали этот факт, и цели их сводились в основном к увеличению дохода и максимизации прибыли. Но в последнее время компании, ориентированные на Мотивацию 3.0, стали выдвигать на первый план цели, которые являются более значимыми, чем чьи-то корыстные интересы.
Как достигнуть Мотивации 3.0 на практике?
Для того чтобы начать применять идеи Мотивации 3.0 на практике существует немало способов. Для улучшения работы компаний можно использовать принцип высвобождения 20% времени; привлекать сотрудников к постановке целей; поощрять неожиданные вознаграждения; также необходимо избавляться от сложных сотрудников-деспотов, перестраховщиков, хамов, подлецов и не терпеть их выходок.
Что касается оплаты труда, то Дэниел Пинк рекомендует придерживаться следующих принципов.
Прежде всего нужно сделать так, чтобы лучшие сотрудники не волновались насчет своего вознаграждения. Как неоднократно подчеркивалось выше, если сотрудник будет чересчур зациклен на оплате труда, то это скажется на эффективности его работы и интереса к ней.
Поэтому нужно:
Обеспечить справедливость вознаграждения. Справедливость должна быть как внешней (оплата не меньше, чем в других компаниях), так и внутренней — такой, какой сами сотрудники считают справедливой.
Платить больше рынка.
Для того чтобы привлечь самых достойных и снизить текучку кадров и улучшить моральный климат в компании нужно платить хотя бы немного больше рынка.
Если вы опираетесь на показатели производительности, то эта система должна быть универсальной, обоснованной и не допускающей злоупотреблений.